Начало » Экзамен по информатике » Ответы 11 класс » [Экзамен по информатике][Билет №14]
Линейная алгоритмическая конструкция. Команда присваивания. Примеры.
Для представления алгоритма в виде, понятном компьютеру, служат языки программирования. Сначала разрабатывается алгоритм действий, а потом он записывается на одном из таких языков. В итоге получается текст программы - полное, законченное и детальное описание алгоритма на языке программирования. Затем этот текст программы специальными служебными приложениями, которые называются трансляторами, либо переводится в машинный код (язык нулей и единиц), либо исполняется.
Языки программирования - искусственные языки. От естественных они отличаются ограниченным числом "слов", значение которых понятно транслятору, и очень строгими правилами записи команд (операторов).
Существует большое количество алгоритмов,
в которых команды должны быть выполнены
одна за другой. Такие алгоритмы
называются линейными.
Программа имеет линейную структуру, если все операторы (команды) выполняются последовательно друг за другом.
Пример: программа, складывающая два числа
REM Сумма двух чисел
a = 5
b = 6
c = a + b
PRINT "Результат: ", c
END
или так:
REM Сумма двух чисел
DIM a, b, c AS INTEGER
a = 5
b = 6
c = a + b
PRINT "Результат: ", c
END
Пример: Вычислите площадь прямоугольника
по его сторонам.
REM Площадь прямоугольника
INPUT "Введите сторону а", а
INPUT "Введите сторону b", b
s = a * b
PRINT "Площадь равна: ", s
END
Разберем эти примеры.
Некоторые операторы языка Basic.
REM – оператор комментария. Все что следует после этого оператора до конца строки игнорируется компилятором и предназначено исключительно для человека. Т.е. здесь можно писать что угодно. Удобно использовать комментарий в начале программы для указания её названия и назначения.
PRINT (вывод, печать) – оператор вывода.
INPUT (ввод) – оператор ввода. Используется для передачи в программу каких-либо значений.
DIM – оператор описания типа переменной.
Под переменной языках программирования понимают программный объект (число, слово, часть слова, несколько слов, символы), имеющий имя и значение, которое может быть получено и изменено программой.
Если "заглянуть" в компьютер, то переменную можно определить так:
Переменная - это имя физического участка в памяти, в котором в каждый момент времени может быть только одно значение.
Переменная - это ячейка в оперативной памяти компьютера для хранения какой-либо информации.
Само название "переменная" подразумевает, что содержимое этого участка может изменяться.
В качестве имен переменных могут быть латинские буквы с индексами. Причем может быть не одна буква, а несколько.
Пример:
DIM a, b, chislo1 AS INTEGER
Integer – целые числа от -32768 до 32768
Если в программе используются переменные не описанные с помощью оператора DIM, то компьютер будет рассматривать их как универсальные переменные. Это может привести к неэффективному использованию оперативной памяти. К тому же, такие программы не всегда легки для восприятия - плохо читаемы.
Процесс решения вычислительной задачи - это процесс последовательного изменения значений переменных. В итоге - в определенных переменных получается результат. Переменная получает определенное значение в результате присваивания.
Присваивание - это занесение в ячейку, отведенную под переменную, определенного значения в результате выполнения команды.
Для задания значения переменной служит оператор присваивания. Он записывается так:
LET переменная = значение (или просто: переменная = значение)
Ключевое слово LET в большинство случаев не используется.
Пример:
LET a = 3
chislo1 = 15
При выполнении оператора присваивания
переменная, имя которой указано слева от
знака равенства, получает значение, равное
значению выражения (арифметического,
строкового или логического), которое
находится справа от знака равенства.
В результате операции а=5 переменная а получает значение
5.
В результате операции с=a+b переменная с получает значение равное сумме значений переменной
а и b.
Программистам иногда бывает нужно
поменять значения, хранящиеся в разных
переменных. Например, в переменной a
храниться число 3, а в переменной b -
число 5. Как сделать так, чтобы
переменные обменялись своими значениями?
Просто присвоить переменной a или b
значение другой переменной нельзя, ведь
тогда ее исходное значение будет
перезаписано и утрачено. В таких случаях
вводят дополнительную переменную (например,
temp) и присваивают значения через нее.
Пример:
a=3
b=5
temp=a
a=b
b=temp
Иногда в программах (особенно с циклами)
можно встретить такую запись: s=s+i. С точки зрения математики это совершенно бессмысленная запись, но рассмотрим её внимательней.
Оператор = это не равно, а оператор
присваивания. s=s+i - звучит не "переменная
s равно переменная s плюс переменная i",
а так: "переменной s присвоить
значение равное сумме значений переменной s
до присваивания и переменной i"
В результате операции s=s+i переменная s получает значение равное сумме предыдущего значения переменной
s и значения переменной i. Т.е., если до операции присваивания значение
s было равно 5, а переменной i равно
3, то после операции значение переменной
s будет равно 8 (5+3, старое значение s + значение
i).
END – оператор конца программы.
|